вишневую краску. В результате фон будет иметь
темно-вишневый, почти черный цвет.
Необходимо проследить, чтобы частицы
краски не оставались на поверхности древесины
или картона. Поэтому, после того как нанесенная
краска впитается в окрашиваемый материал, по
верхность основы нужно протереть слегка влаж
ной тряпкой, удаляя оставшиеся на ней частицы
красителя. Если же лежащие на поверхности час
тицы краски не удалять, то при наклеивании меш
ковины они могут смешиваться с клеем или клей
стером и загрязнять элементы аппликации. Когда
краски высохнут, основу желательно слегка про
клеить, нанеся на ее поверхность широкой щетин
ной кистью тонкий слой клейстера.
584
Х у д о ж е с т в е н н ы е и з д е л и я и з т р а в я н и с т ы х в о л о к о н
Приступать к разработке эскиза можно толь
ко тогда, когда вы внимательно изучите возмож
ности материала, как говорят, почувствуете его.
Ведь материал аппликации, в данном случае меш
ковина, в значительной степени диктует пласти
ческое решение орнаментальной или сюжетной
композиции. Мешковина имеет редкое переплете
ние нитей, поэтому они держатся в ней очень сла
бо. Эта особенность, с одной стороны, дает воз
можность, выдергивая в определенном порядке
отдельные нити, получать детали аппликации с
простейшим ажурным узором, например в виде
квадратных или прямоугольных клеточек, череду
ющихся ритмично полосок и т.п. С другой сторо
ны, при вырезании деталей аппликации художник
вынужден находить такие их контуры, линии ко
торых по возможности шли бы в том же направле
нии, что и взаимно пересекающиеся нити ткани.
Это необходимо, чтобы на отдельных участках ко
роткие нити не осыпались. Вместе с тем такое вы
нужденное ограничение придает аппликации из
мешковины ни с чем не сравнимое своеобразие и
особую декоративную условность.
Соберите обрезки мешковины и с ножница
ми в руках выполните простейшие элементы апп
ликации. Предположим, вам нужно вырезать лист
дерева (рис. 73 б). При вырезании контура листа
проследите за тем, чтобы одни нити мешковины
были расположены вдоль листа, а другие — попе
рек. Затем продольные нити с краев удалите, оста
вив в середине только три-четыре нити.
РИС. 74
При необходимости нити мешковины можно
распушить. Такой прием уместно применить, напри
мер, при выполнении аппликации одуванчика. Лос
кут мешковины зажимают в деревянных тисочках и
расчесывают нити проволочной кистью или щеткой.
По своему желанию художник может придать сво
бодным нитям мешковины задуманное направление,
создавая рисунок из волнистых линий, завитков и
спиралей. Этот прием применяется непосредственно
при наклеивании деталей аппликации на основу.
При разработке эскиза нужно постоянно
иметь в виду все перечисленные особенности
мешковины. Вначале выполняют небольшой эс
киз размером не больше тетрадного листа, рису
нок с которого затем переводят на лист бумаги,
имеющий натуральную величину. Потом из листа
по контурам рисунка вырезают все детали изобра