ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СУХИХ ТРАВ – И ГНЁЗДА ДЛЯ АМАДИН

Солома приносила свою пользу в хозяйстве,
но для художников она долгое время не представ
ляла ценности. Возможно, первыми попробовали
выклеить из кусочков соломы простейший узор
мастера-краснодеревщики, владеющие техникой
мозаичной отделки древесины — маркетри и ин
тарсии. Сущность первой техники заключается в
том, что детали, представляющие собой элементы,
вырезанные из тонкой стружки, а позднее фане
ровки, наклеивают на поверхность деревянного
изделия. В этом смысле техника инкрустации со
ломкой (аппликация) ближе к маркетри, чем к ин
тарсии (инкрустации).

Идея использовать соломку для подобных
работ скорее всего пришла мастерам, знако
мым с маркетри. Вполне возможно, что на
первых этапах соломку применяли в сочета
нии со стружками. Впрочем, об этом можно
только догадываться, поскольку из-за недол
говечности материала подобные изделия мог
ли не дойти до наших дней.
Самые ранние образцы изделий, инкрусти
рованных соломкой, относятся к XVIII веку. Их
изредка можно встретить в музеях.
Современная инкрустация соломкой отлича
ется от настоящей инкрустации, или интарсии,
тем, что ее элементы не врезаются в деревянную
основу, а наклеиваются на ее поверхность. А от ап
пликации или маркетри ее отличает то, что лишь
только в отдельных случаях ее элементы плотно
пригоняются друг к другу, большая же часть осно
вы остается открытой и служит фоном. Каждый
элемент, вырезанный из соломки, возвышается
над фоном. В маркетри же фон полностью закры
вается плотно пригнанными друг к другу элемен
тами.
Если понимать слово «инкрустация» в бук
вальном смысле («инкрустио» — вырезать), то
для каждого соломенного элемента узора нужно
было бы вырезать специальное гнездо, в которое
его потом вклеивают. Поскольку соломенные
элементы узора наклеиваются сверху, то такую
технику правильнее было бы называть апплика
цией. Но так уж сложилось, что настоящая ин
крустация как техника очень трудоемка, поэтому
доступная и простая техника аппликации солом
кой, имеющая внешнее с ней сходство, и стала на
зываться так же.

524
Художественная обработка соломы

РИС. 38

Кроме блеска и золотистого цвета, соломка
имеет другое замечательное свойство: выклеен
ный из нее рисунок в зависимости от изменения
угла зрения переливается, словно перламутровый.
Этот же эффект присутствует в соломенных пле
тенках. Объясняется он неоднородностью строе
ния ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой
пленки, находящейся сверху, просвечивают бо
роздчатые волокна, идущие вдоль ствола и отра
жающие световые лучи в зависимости от того, под
каким углом они располагаются к источнику све
та. Если соломина повернута так, что свет сколь
зит вдоль волокон, то она кажется темной, как бы
пригашенной. А если свет падает перпендикуляр
но волокнам — соломина как бы светится за счет
отраженных лучей. Это явление легко смоделиро
вать. Две одинаковые бумажки нужно сложить
гармошками и положить на стол так, чтобы свет от

Комментарии запрещены.