ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СУХИХ ТРАВ – И ГНЁЗДА ДЛЯ АМАДИН

тракт можно хранить в холодильнике, но не более
двух суток.

КРАШЕНИЕ ПРЯЖИ, ТКАНИ
И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

Процесс крашения особой сложностью не от
личается. Перед его началом на дно эмалирован
ной посуды кладут деревянную решетку. Чтобы
решетка не всплывала, ее прижимают небольшим
деревянным клинышком. На решетку кладут тот
материал, который хотят окрасить,    —    пряжу,
ткань или рогоз, ситник, камыш и др. Затем в по
суду наливают красильный экстракт и ставят на
плиту. Дождавшись, когда раствор закипит, убав
ляют огонь и продолжают кипячение уже на ма
лом огне.
КРАСИТЕЛЯ
Чтобы растительные красители прочно дер
жались на материале, не выгорали на свету и не
боялись стирки, их необходимо закрепить солями
металлов — протравой. Процесс обработки мате
риала протравой называют квасцеванием. Квасце¬
вание можно выполнять перед крашением, во вре
мя крашения и после него. Выбор способа квасце¬
вания зависит от особенностей растительного сы
рья и отражается на тональности окрашивания.
Если хотят сохранить естественный цвет природ
ного красителя, получить более светлые и чистые
тона; то применяют алюмокалиевые квасцы
(двойную сернокислую соль калия и алюминия).
При окрашивании материала в желтые, зеле
новатые, серые и коричневые тона в качестве за
крепителя используется медный купорос (серно
кислая медь).
Если же хотят получить в сочетании с опре
деленным экстрактом темно-серый, темно-корич
невый и черный цвета, то для квасцевания ис
пользуют железный купорос (сернокислое желе
зо). Медный и железный купорос продается в хо
зяйственных магазинах.
Хромовые квасцы (сернокислый хром и ка
лий-хром сернокислый) применяют в тех случаях,
когда необходимо получить зеленовато-серые
(цвет хаки), бежевые и коричневые тона.
С помощью оловянной протравы (хлористо
го олова) можно получать самые различные от
тенки желтого цвета.
Жслезоаммониевые квасцы (железа-аммо
ния сульфат) используются при получении голу
бых, серо-голубых и синих холодных тонов. Же
лезоаммониевые и хромовые квасцы можно при
обрести в магазине фототоваров.

Протравный раствор составляют из
расчета 3-10 г солей металлов на 1 л воды.
Если нужно получить более светлые тона, то
кладут минимальное количество квасцов, а ес
ли темные — максимальное.

Протравный раствор тщательно перемеши
вают и опускают в него подготовленные для

597
П л е т е н и е  и з  с у х и х  т р а в

квасцевания промытые и обезжиренные матери
алы. Раствор кипятят на медленном огне в тече
ние часа, не забывая периодически переверты
вать материал деревянной палкой или щипцами.
Закончив квасцевание, материал извлекают из
протравы, слегка отжимают и опускают в посуду
с красильным экстрактом. Если же используется
одна и та же посуда, то из нее выливают отрабо
танные квасцы и заливают экстракт, который за
тем доводят до кипения. Именно в этот момент
происходит непосредственное окрашивание тка
ни. Материал кипятят в экстракте в течение од

Комментарии запрещены.