ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СУХИХ ТРАВ – И ГНЁЗДА ДЛЯ АМАДИН

кубометр соломенного брикета дает столько
же тепла, сколько 30 литров дизельного топ
лива; во-вторых, солома не выделяет при сжи
гании вредных для человеческого организма га
зов и, наконец, намного дешевле, чем дизельное
топливо, уголь и дрова.

Солома, имеющая приятную янтарную окра
ску и мягкий мерцающий блеск, постоянно при
влекала народных умельцев. Из нее плели многие
необходимые в быту изделия — кубелы для хране
ния муки и зерна, корзины, формы для выпекания
хлеба, чаши для овощей и фруктов, всевозможные
циновки, а также плетежки, из которых сшивали
головные уборы, сумки и другие изделия. Жили
ща часто украшали декоративными фигурками,
сплетенными из пучков соломы. Завораживаю
щая красота природного материала способствова
ла возникновению инкрустации соломкой, полу
чившей широкое развитие в Беларуси, России и
на Украине.
В начале XX века в Беларуси удалось обна
ружить в двух полуразрушенных церквах алтар
ные двери, изготовленные в XVIII веке. Снача
ла рельефные украшения на них были приняты
за тончайшую деревянную резьбу с позолотой.
Но при ближайшем рассмотрении оказалось,
что они обиты многочисленными деталями,
сплетенными из соломы. Используя, по сути де
ла, ограниченный набор плетежков различной
величины, старые мастера сумели создать ори
гинальные орнаментальные композиции. Ал
тарные двери, украшенные соломенным плете
нием, — это уникальные произведения народно
го декоративно-прикладного искусства. Судя по
тому, с каким мастерством были выполнены
плетеные детали орнамента, можно предполо
жить, что корни этого мастерства уходят в глу
бокую древность.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМЫ
Во всех уголках мира народные умельцы ис
пользовали для своей работы солому тех зерно
вых культур, которые возделывались в их мест
ности.
Например, в Японии, Вьетнаме и Китае, где
рис — главнейшая зерновая культура (рис. 21 г),
народные мастера прекрасно изучили свойства
рисовой соломы и научились искусно ее исполь
зовать для изготовления всевозможных изделий.
В Западной Европе, где поля искони засева
ли пшеницей, для поделок шла именно пшенич
ная солома (рис. 21 а). Золотистый цвет, перелив-
чатый блеск, легкость, пластичность и достаточно
высокая прочность пшеничной соломы способст
вовали возникновению изделий, наиболее полно
раскрывающих красоту именно этого природного
материала. На внешнем виде каждого изделия от
ражались не только особенности национальной
культуры, но и свойства материала, из которого
оно сделано.
В России, Беларуси и на Украине ведущей
зерновой культурой была рожь, из муки которой
и по сей день выпекается черный хлеб. Пшеница,
мука которой шла на выпечку белого хлеба, по-

497

РИС. 21
П л е т е н и е из сухих трав

падавшего на стол в виде пирогов, булок, крен
делей, баранок, занимала несравненно меньшие
посевные площади. В повседневной жизни кре
стьянам чаще всего приходилось иметь дело с
ржаной соломой (рис. 21 б). Именно она шла в

Комментарии запрещены.