работы держать в жестяной банке, на бор
тах которой нужно сделать специальные вы
резы. Они служат удобной опорой для кистей,
в то же время с их помощью с кисти легко
снять излишки клея.
582
Х у д о ж е с т в е н н ы е и з д е л и я и з т р а в я н и с т ы х в о л о к о н
Пинцет потребуется в тех случаях, когда не плотного картона. Чтобы фанеру и картон не ко
обходимо будет выдернуть из мешковины шип робило, их наклеивают под прессом или под гне
РИС. 72
только на ограниченном участке, а также в про
цессе наклеивания нитей на основу. Спицей с за
кругленным кончиком во время приклеивания
укладывают нити согласно задуманному рисун
ку. Использовать можно обычную вязальную
спицу. Но она станет более универсальным инст
рументом, если один конец расплющить и со
гнуть под небольшим углом. Уплощенной ча
стью спицы при наклеивании прижимают от
дельные участки нити к фону. Можно поступить
иначе — насадить спицу на деревянный тонкий
черенок, срезав его с торца под небольшим уг
лом. Назначение среза то же, что и расплющен
ного конца спицы.
Основу, на которую наклеивают элементы
аппликации, можно изготовить из самых различ
ных материалов, например из досок, фанеры и
том на подрамники из реек. Можно также фанеру
или картон прибить к подрамнику гвоздями. Гвоз
ди прибивают как можно ближе к краям с таким
расчетом, чтобы их шляпки впоследствии оказа
лись закрытыми окантовочной рамкой. Форма ос
нов аппликации может быть самой разнообраз
ной прямоугольной, квадратной, круглой,
овальной и т. д.
Элементы аппликации из мешковины более
четко выделяются на темном фоне — черном, тем
но-коричневом, темно-вишневом, темно-красном
и темно-зеленом.
При окраске фона нужно учитывать цвето
вые оттенки мешковины. Мешковина может
иметь природную окраску с холодными серо-зе
леными или теплыми буро-желтыми оттенками.
Например, холодные оттенки могут быть у меш-
583
РИС. 73
П л е т е н и е и з с у х и х т р а в
ковины из льняных волокон, а теплые — из пень
ки и джута.
Цвет мешковины также во многом зави
сит от того, в каких условиях она хранилась,
каким образом ее использовали. За время экс
плуатации она могла выгореть на солнце и
стать блеклой или, наоборот, потемнеть от
сырости и т. п.
Если вы располагаете мешковиной с холод
ной окраской, то фон нужно сделать теплым: тем
но-вишневым, темно-красным, а с теплой — хо
лодным: черным, темно-синим, темно-зеленым.
Для окраски фона нужно взять такую краску, ко
торая бы глубоко проникала в волокна древесины
или картона. В черный цвет основу можно окра
сить тушью. В другие цвета дерево и картон окра
шивают морилкой и анилиновыми текстильными
красителями, применяемыми обычно для окраски
тканей. Нужный цвет и тональность окраски по
лучают путем смешивания нескольких красок или
же наложением одного цвета на другой. Напри
мер, основу вначале окрашивают черной краской,
а затем, после полного ее высыхания, наносят