использовал не окомелки от стертых веников, а
специально собирал деревянистые стебли самых
различных растений и комбинировал их по своему
усмотрению. Гораздо позже, работая с пустырными
травами, я обратил внимание на форму их стволов
и сучков. Оказалось, что их можно использовать в
качестве конструктивных элементов для миниа
тюрных фигурок, например для елочных игрушек.
У Анны Ахматовой есть удивительные стро
ки о природе творчества:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…
Эти слова в полной мере можно отнести к де
коративным игрушкам из пустырных трав, кото
рые, правда, не растут из сора, а просто-напросто
изготавливаются из него.
566
Х у д о ж е с т в е н н а я о б р а б о т к а п у с т ы р н ы х трав
ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Ранней весной, как только сойдет снег и под
сохнет на солнце прошлогодняя трава, над ней то тут,
то там стелются шлейфы сизого дыма. Мало кто зна
ет, что огонь не только приносит неисчислимые бед
ствия растительному и животному миру лугов и пус
тырей, но и безвозвратно уничтожает доступный и
оригинальный материал для художественного твор
чества — простоявшие всю зиму не востребованные
осенью стебли дудника, купыря, чернобыльника, па
стернака, пустырника, крапивы, иван-чая и многих
других пустырных трав. Кто-то скажет: «Разве мож
но сравнить малопривлекательные стебли сорных
растений с таким, например, природным материа
лом, как солома!» Конечно, солома, имеющая янтар
ную окраску и мягкий золотистый блеск, — эффект
ный материал и заслуживает самых высоких похвал.
Но декоративная скульптура и игрушки из стеблей
пустырных растений отличаются тем, чего нет у со
ломы, — фигурными срезами на торцах. У черно
быльника и пастернака ребристые стебли имеют се
чение в виде звездочек неправильной формы, у дуд
ников — в виде круглых и овальных колец, а у четы
рехгранных стволов пустырника — квадратом, вытя
нутым прямоугольником и ромбом с круглыми и
овальными отверстиями посередине.
Как известно, все многообразие форм окру
жающего нас мира сводится всего к нескольким
объемным геометрическим формам — призме, ша
ру, конусу, пирамиде и тору. Все эти формы легко
вырезать острым ножом из связанных в пучки
стеблей пустырных растений. Комбинируя геоме
трические тела с учетом их размеров и пропорций,
можно получить пластические изображения всех
без исключения окружающих нас предметов, жи
вотных и человека. Разумеется, это будут не точ
ные копии изображаемого объекта. Каждая фигу
ра обладает той мерой условности, которая харак
терна для изобразительного искусства, в особен
ности для декоративно-прикладного.
Заготавливать стебли нужно во второй
половине лета, когда они станут сухими и
твердыми. Но можно и осенью, зимой и даже
весной, пока стебли пустырных растений еще
сохраняют достаточную прочность.
В бурьяне, нередко рядом с домом, растет пу
стырник. Цветы пустырника колючие, хотя само