ваться к старинным вышивкам и кружевам,
экспонируемым в музеях и на выставках деко
ративно-прикладного искусства, а также за
печатленным на фотографиях, помещенных в
различных книгах и альбомах.
Композиционные решения, а также отдель
ные элементы вышивок и кружев могут стать от
правной точкой для разработки эскизов ориги
нальных изделий из рогоза, камыша и ситника.
Ч А С Т Ь
3
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПУСТЫРНЫХ ТРАВ
Скошены луга. Хлесткие осенние дожди при
били к земле побуревшую траву, которую летом
миновала коса. И лишь деревянистые стебли дуд
ников, купырей, пустырника, крапивы, черно
быльника да лопуха стойко сопротивляются вет
рам. Кому не знакомы эти вездесущие травы? Они
растут всюду — на лесных вырубках, межах и за
лежах, у заборов, в оврагах, у дорог, во дворах, по
берегам рек и на опушках леса, то есть всюду, где
есть хотя бы небольшой клочок земли, не заселен
ный другими растениями. Но особенно охотно
они осваивают пустыри, именно поэтому их чаще
всего называют пустырными травами.
Даже в самые снежные зимы пустырные тра
вы гордо возвышаются над крутобокими сугроба
ми. Редко когда снегам удается укрыть их цели
ком. Словно чувствуют они еще с лета, что зима
будет снежная, а потому вытягиваются заранее на
недоступную сугробам высоту. Эту особенность
приметили крестьяне, и родилась примета: если
бурьяны высоко растут, будет зимой много снега.
Остается загадкой: зачем такая предусмотритель
ность пустырным травам? Но зимой, когда на
торчащих из сугробов ветках увидишь щеглов,
снегирей и синиц, теребящих колючие головки
репейника или густые метелки чернобыльника,
невольно подумаешь: уж не о птицах ли заботи
лись пустырные травы? И эта догадка не так уж
далека от истины, ведь благодаря птицам семена
этих растений расселяются даже зимой, особенно
если столуются около них пернатые в ветреную
погоду. Далеко относит семена ветер. Глядишь,
весной прорастут они уже вдали от родительско
го дома.
В детстве бурьян всегда воспринимался как
загадочный лес, в котором могут происходить на
стоящие чудеса. Здесь каждый мог найти себе иг
ру по душе. В путеводителе по музею художника
В.Д. Поленова в Бехове Е. Сахарова писала: «Ма
ленькая дверь с готическим стеклом вела в боко
вую комнату — «Игральную», предназначенную
детям для игры и занятий; она выходила на юж
ную террасу и земляную площадку, примыкав
шую к ограде двора и к бурьянам зараставшей
пашни. В этих низеньких дебрях проходили игры
детей. Здесь в рощах чернобыльника и другого
сорняка, в миниатюре напоминавшего пальму, ре
зиновые охотники ловили картонных зверей, на
рисованных Поленовым».
Крестьянские дети тоже воспринимали бурь
ян как миниатюрный лес, только росшие в нем
травы они, разумеется, не могли сравнивать с не
ведомыми пальмами; детям они напоминали рас
тущие вокруг деревья. «Стоит дуб на горе, никто к
нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красна
девица, а кто подойдет — тот с собой понесет». В