деляет сетка, которую выклеивают из тон
ких соломенных полосок (от 1 до 3 мм). Сетка
как бы держит в прочной единой связи все де
тали орнамента, состоящие из многочислен
ных геометрических фигур.
Соломенный орнамент, как золотое кружево,
покрывает предметы, особенно хорошо он смот
рится на тек из них, которые имеют черный или
коричневый фон, а иногда ярко-красный, бордо
вый или темно-синий.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ИНКРУСТАЦИИ КРЫШКИ
КОРОБКИ
Коробку перед инкрустированием размечают с
помощью линейки и рейсмуса. Вспомогательные
линии проводят с таким расчетом, чтобы после
окончания работы они оказались заклеенными соло
менными элементами инкрустации. На некотором
расстоянии от краев крышки проводят рейсмусом
прямые линии. Образовавшийся в середине квадрат
делят на 9 маленьких квадратиков. В середине каж
дого малого квадрата находят центр. Он лежит на
пересечении диагоналей. Через найденные центры
проводят риски, параллельные сторонам квадрата.
Приступая непосредственно к инкрустирова
нию, поочередно наклеивают узкие полоски —
531
Плетение из сухих трав
сначала горизонтальные, а потом вертикальные
(рис. 43 а). Затем начинают выклеивать розетки в
середине каждого квадрата. Пять розеток состоят
из ромбов, а четыре — из параллелограммов и тре
угольников. Каждую из этих розеток начинают
выклеивать с центра (рис. 43 б—г). Вслед за этим
по углам сетки выклеивают из ромбиков восьми
угольные звездочки. На завершающем этапе по
краям крышки клеят цепочки из квадратиков
(рис. 43 д).
Закончив инкрустирование, поверхность крыш
ки покрывают лаком ПФ-283 (бывшим 4С). Лаковая
пленка не только сообщает яркость инкрустации, но и
закрепляет еще раз фунт, особенно если он клеевой, а
также защищает соломенные детали от проникнове
ния в них влаги, вызывающей потемнение.
СОЛОМЕННАЯ КРОВЛЯ
Солома издавна была самым доступным и де
шевым кровельным материалом. В XVII веке в
Англии и других европейских странах соломой
покрывали даже крыши церквей. Постепенно, по
мере того как богатели приходы, солому стали за
менять черепицей — материалом дорогостоящим
и малодоступным. Сначала черепицей старались
покрыть те участки кровли, которые были видны
со стороны главного входа и дороги, а затем, если
средства позволяли, заменяли всю кровлю цели
ком. Но до тех пор солома служила верой и прав
дой, надежно защищая храмы от частых и затяж
ных дождей.
Знаменитый лондонский театр «Глобус», в
котором ставил свои пьесы великий поэт и драма
тург В. Шекспир, был тоже покрыт соломой.
Правда, в 1613 году во время представления пьесы
«Генрих VIII» солома в какой-то мере способство
вала возникновению пожара, но причиной его все
же была беспечность. От пушечных выстрелов,
которые полагалось произвести по ходу пьесы, со
ломенная кровля загорелась — огонь уничтожил
навес, под которым были расположены три яруса
с деревянными скамейками для зрителей. Когда
через несколько месяцев театр был восстановлен,