«по грунту». Клеевой грунт благодаря добавлен
ному в него красителю одновременно и окрашива
ет древесину. После нанесения первого слоя грунт
сушат, а затем шлифуют мелкозернистой шкур
кой и наносят второй слой грунтовки. Дождав
шись, когда второй слой тоже высохнет, приступа
ют непосредственно к инкрустационным работам.
Более подробно о процессе выполнения инкруста
ции будет рассказано чуть позже. А пока достаточ
но пояснить лишь сам принцип выполнения ин
крустации «по грунту». Место, где необходимо на
клеить элемент инкрустации, вырезанный из со
ломы, слегка смачивают водой с помощью кисти
или пальца. Благодаря содержащемуся в нем гли
церину и мылу, смоченный грунт почти мгновен
но разбухает и становится липким. Пока он сохра
няет вязкость, к нему прижимают и разглаживают
деталь, вырезанную из соломки. Ее притирают
сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Через неко
торое время грунт снова затвердевает и накрепко
схватывает посаженную на него соломку. Для
примера вспомним почтовые марки и клеевую бу
магу: клей, нанесенный на них, имеет те же свой
ства, что и грунт.
Кроме клеевого грунта, можно использовать
лаковую грунтовку. Поскольку лак, используе
мый для грунтовки, прозрачный, изделия из дере
ва предварительно окрашивают различными мо
рилками, анилиновыми (текстильными) красите
лями, гуашевыми красками, а также тушью. Что
бы усилить сцепление древесины с гуашью, в нее
добавляют немного клея ПВА. Когда красители
высохнут, на поверхность древесины поочередно
наносят два тонких слоя нитроцеллюлозного лака
НЦ 218, 221, 222. Каждый слой тщательно просу
шивают в течение двух-трех часов.
Способ приклеивания соломинок к основе
тот же, что и в инкрустации по клеевому грунту.
Только для размягчения грунта вместо воды ис
пользуют разбавитель, в который добавлено не
много лака (на 3 части разбавителя № 646 1 часть
лака). Участок грунта, смоченный с помощью ки
сти разбавителем, снова становится на какое-то
время липким. В этот момент на него накладыва
ют кончик соломенной полоски и отсекают от нее
(в зависимости от необходимости) ромбик, квад
ратик, треугольник и т. п. Посаженный на лак эле
мент узора разглаживают торцом рукоятки ножа-
косяка, стараясь как можно плотнее прижать его к
поверхности украшаемого предмета. Так же на
клеивают следующий и все остальные элементы
узора. При этом следят, чтобы уголки геометриче
ских соломенных фигурок совпадали с нанесен
ными вспомогательными линиями.
Отсекая под разными углами от полоски тре
угольники, квадратики и ромбики, прямоугольни
ки, трапеции и параллелограммы, получают узоры
в виде всевозможных цепочек. Комбинируя эти
геометрические фигуры, можно получить самые
529
РИС. 41
П л е т е н и е из сухих трав
530
Х у д о ж е с т в е н н а я о б р а б о т к а с о л о м ы
разнообразные орнаменты — от простейших узо
РИС. 42
ров в полосе до более сложных розеток и расти
тельных форм (рис. 42).
Композицию орнамента во многом опре