ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СУХИХ ТРАВ – И ГНЁЗДА ДЛЯ АМАДИН

вырезают крючковатый нос совы, который тща
тельно шлифуют и протирают олифой.

«Конь златогривый»

У древних славян конь почитался как символ
солнца — божества, дарящего жизнь и процветание
всему живому на земле. Поэтому изображение коня
имело магическое значение, служило оберегом че
ловека и его жилища. Еще в дохристианские време
на были широко распространены украшения в виде
подвесок с изображениями коня. Подвески служи
ли амулетами, оберегающими человека, когда он на
ходился далеко от дома. Дом же славянина со всеми
его домочадцами тоже охранял конь — посланец
солнца. Так, многие века на Руси резным изображе
нием коня украшали нависающий над фронтоном
конец охлупня. Постепенно коньком стали назы
вать также охлупень — бревно с желобом, защища
ющее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказа
лась настолько живучей и в наше время, что подоб
ные детали крыши из керамики, шифера и жести
по-прежнему называются коньками. Игрушки с
изображением коня можно в изобилии встретить у
мастеров, работающих с самыми различными мате
риалами, в том числе и с соломой…

Стремительный бег коня в народном
представлении связывался с движением солн
ца и полетом ветра. Быть может, поэтому в
соломенных игрушках, изображавших скачу
щего коня, народные мастера пышным вее
ром распускали гриву, уподобляя ее солнеч
ным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может
украсить любой современный интерьер, а заодно и
напомнит о древних истоках народного искусства.
Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик
как можно туже скручивают недалеко от торцевого
среза мягкой проволокой, оставив свободными два
длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины пе
регибают через проволочное кольцо в противопо
ложную сторону. При этом концы проволоки
должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б).
Пучок, из которого будут формироваться голова,
шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой
и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи,
приступают к изготовлению гривы (рис. 35 г). У

518

Х у д о ж е с т в е н н а я  о б р а б о т к а  с о л о м ы

РИС. 34

этой наиболее выразительной части декоративной
фигурки намеренно утрированы пропорции и
форма гривы. От коня словно исходит солнечное
сияние. Такое решение гривы отвечает народным
традициям, в которых конь почитался как символ
солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а
иногда и из небольших пучков. Каждой соломи

ной поочередно огибают шею коня и переплетают
«веревочкой» специально заготовленным жгу
том из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок
соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго пере
тягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на неко
торое расстояние, пучок перетягивают бечевкой

519

РИС. 35
П л е т е н и е из сухих трав

еще раз, обозначив таким образом туловище коня.
Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется
на три части, из них будут сделаны задние ноги и

Комментарии запрещены.