входит напоенный солнечными лучами природ
ный материал, хранящий тепло человеческих рук.
Изготовление куклы
Для изготовления декоративной скульптуры
и игрушек используют как целые стволы злако
вых растений, так и верхние их коленца, имеющие
самые длинные соломины. Целые стволы идут на
крупные изделия, а верхние междоузлия — на
средние и мелкие.
Чтобы солома стала гибкой, ее, так же
как и для плетения, вымачивают в воде, а за
тем завертывают на время работы во влаж
ную холстину. Готовые соломенные фигурки
отделывают плетежками.
В основе любой современной игрушки или
декоративной скульптуры из соломы лежат про
стейшие конструктивные решения, найденные еще
в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные
в нескольких местах и соединенные друг с другом
514
Х у д о ж е с т в е н н а я о б р а б о т к а соломы
РИС. 31
в определенном порядке, дают возможность пере
дать в условной и лаконичной манере фигуру че
ловека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как
и в прошлом, основу куклы составляют два пучка
соломы, соединенные под прямым углом друг к
другу. Однако современные куклы все же имеют
некоторые конструктивные особенности.
Начиная изготавливать туловище, пучок со
ломин как можно сильнее перевязывают прочной
бечевкой недалеко от торцевою среза (рис. 33 а).
Затем все соломины отгибают в сторону перевязи
(рис. 33 б) и связывают другой бечевкой. Образо
вавшаяся округлая форма будет служить основой
головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пу
чок соломин, перевязывают и его бечевками неда
леко от торцевых срезов. В тонкий пучок для при
дания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в).
Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо
сохранять форму.
В зависимости от размеров фигурки
можно использовать медную, алюминиевую и
стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм.
Благодаря проволоке мастер может согнуть
соломенный пучок так, как ему будет угодно.
Пучок соломы, предназначенный для туло
вища, разделяют на две одинаковые части и в
промежуток между ними вставляют топкий пу
чок, армированный проволокой. Затем оба пучка
перевязывают крест-накрест, а толстый пучок
еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить
шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были
видны, их обматывают сверху соломенными лен
тами (рис. 33 г). Закончив обмотку, кончик ос
тавшейся ленты засовывают осторожно под слои
обмотки.
Основа куклы готова. С этого момента все за
висит от желания и вкуса мастера. Он может обря
дить куклу но своему усмотрению в крестьянскую
или городскую одежду, надеть какой угодно го
ловной убор, придать рукам любое положение,
вложить в них нужный предмет — словом, все бу
дет зависеть от тех задач, которые ставит перед со
бой мастер.
На нашем рисунке показано изготовление
женской фигурки в городской одежде: на ней
жакет, платье с фартуком, а в руках хозяй
ственная корзина. Исходя из этого, фигурку
вполне можно назвать «Хозяюшка».
515
РИС. 32