нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди,
специально приспособленной для этих целей
(рис. 30 б). По вечерам на фоне закатного неба они
напоминали фантастических птиц, присевших от
дохнуть на забор. Прием насаживания снопа на
жердь в народной крестьянской архитектуре по
всюду использовался при формировании стрехи
соломенной кровли. Снопы, уложенные с напус
ком, защищали взлобки кровли от порывистых ве
тров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что
приемы вязки снопов и сооружение из них сусло
нов оказали огромное влияние на народное деко
ративно-прикладное искусство — и в первую оче
редь на художественную обработку соломы. Те же
приемы используются как для изготовления ги
гантских соломенных фигур на масленицу, так и
небольших куколок, которых делали на потеху де
тишкам.
Масленичная кукла, так называемая «Кост
рома», олицетворявшая собой прошедшую зиму
со всеми ее невзгодами, была, как правило, пло
дом коллективного творчества. Каждый нес в им
провизированную мастерскую под открытым не
бом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные
снопы, куски полуистлевшей мешковины и про
чий ненужный хлам. Во время совместной работы
обязательно выделялся наиболее способный «вая
тель», который руководил всей работой. Гигант
ская кукла должна была получиться смешной и
неприглядной, чтобы было не жалко в конце
праздника предать ее огню или же пустить на пло
ту вниз по реке.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, издре
вле служил основой традиционных крестьянских
игрушек. По всей вероятности, первые соломен
ные игрушки родились как бы прямо в поле в
страду, когда крестьянки часто вынуждены были
брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись
без присмотра, они капризничали. И быть может,
как-то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала
примитивную куклу из первого, что попало в ру
ки, — из соломенного жгута (свясла), применяе
мого для перевязки снопов. Сложенный пополам
жгут отдаленно напоминал голову, а расходящие
ся внизу веером соломины — платье или сарафан.
Затем фигурка куклы стала постепенно услож
няться. Быть может, в короткие минуты отдыха
жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки.
И было найдено простейшее решение: вставить
пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав
его в середине и по краям так же, как перевязыва
ют свяслом снопы.
В дальнейшем конструкцию соломенной кук
лы стали совершенствовать. Появились детали с
более тонкой отделкой. При изготовлении таких
кукол требовалось уже не только привычное уме
ние вязать снопы, но и искусное владение приема
ми плетения, врожденный художественный вкус,
изобретательность. Постепенно выделились та
лантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в
спокойной домашней обстановке стали делать ку
кол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных
фантастических животных (рис. 31). В наши дни
скульптура из соломы, созданная талантливыми
народными мастерами, используется для украше
ния интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина