лучить сноп средних размеров, соединяла вместе
семь рученек, а другая все восемь. Соединенные
вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, пе
ревяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть
снопа называли огузком, или гузовьем, а верх
нюю — бородой, или колосовищем (рис. 29 а).
Если не было уверенности в погоде, навя
занные за день снопы укладывали в крестцы и
балки. Их нужно было уложить так, чтобы
солома, а главное — колосья достаточно хоро
шо проветрились, а в случае дождя не намок
ли. И здесь аккуратно связанные и красиво
уложенные снопы тоже имели преимущество
перед сделанными небрежно и наспех.
Крестцы делались двух видов. Одни из них,
если посмотреть сверху, действительно были по
хожи на кресты (рис. 29 б). Снопы в таких крест
цах укладывались так, чтобы в месте их скрещи
вания, то есть в середине, гузовье одного снопа
лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в
основном страдал только верхний сноп. Другие
крестцы напоминали колодезный сруб (рис.
29 в). Причем снопы в них укладывались так,
чтобы колосья каждого из них лежали на огузке
соседнего. Получался замкнутый четырехуголь
ник-венец. Каждый крестец состоял из трех-че¬
тырех венцов.
Но все же наиболее совершенным был спо
соб хранения снопов в суслонах. Само слово «сус
лон» образовано от древнерусского «суслонять»,
то есть прислонять. В названии очень точно отра
жен сам принцип составления суслонов из снопов.
О количестве снопов в суслонах, а также об их
устройстве можно судить по старинным загадкам.
Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх
ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон,
четыре снопа («брата») ставили комлями вниз, а
колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый
сноп переворачивали, расправляли его колосовье,
или бороду, так, чтобы получилось некое подобие
колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вер
шины четырех стоящих на земле снопов. Верхний
512
Х у д о ж е с т в е н н а я о б р а б о т к а соломы
РИС. 30
сноп был, по сути дела, крышей, которая не дава
ла замочить находящиеся под ней колосья.
В другой загадке спрашивается, что такое —
девять братьев под одной шапкой? Судя по коли
честву «братьев», речь идет в ней о суслоне, в ко
тором девять снопов расставлены по кругу, соеди
нены вершинами и накрыты как шапкой десятым
снопом. Верхний сноп, поставленный огузком
вверх, крестьяне называли порой клобуком, по
скольку он напоминал им традиционный голов
ной убор православных монахов, представляю
щий собой высокую цилиндрическую шапку с по
крывалом. В сумерки суслоны напоминали стоя
щих на поле женщин в пышных сарафанах (рис.
513
П л е т е н и е и з с у х и х т р а в
30 а). Быть может, поэтому и назвали их в народе
бабками.
Простой и остроумный прием защиты сно
пов от дождя в суслонах не обошли вниманием
крестьянские строители при сооружении конька
на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). На Севе
ре, где на сырую землю ставить суслоны было