ра. В поле выходили все, кто только мог. Жницами
становились молодые и не очень молодые женщи
ны, ловкие в работе и не очень. Попадались среди
них и те, кто слагал грустные и веселые песни, за
дорные частушки, кто, обладая музыкальным слу
хом и красивым голосом, мог при случае исполнить
песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие
затейливые кружева. Были мастерицы, которые
ткали добротную ткань, шили красивую одежду.
Известно, что художественное начало, зало
женное в человеке, проявляется не только в те ча
сы и минуты, когда он вышивает или вяжет кру
жева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залю
буешься. А красота и польза в любом труде ходят
рука об руку.
Красивый сноп, ладно подпоясанный свяс
лом, приятно взять в руки. Такой сноп не разва
лится, не рассыплется по дороге на ригу, и влага
ему нипочем.
Работали рукодельные жницы и все примеча
ли. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих бога
тое воображение, родилась в далекие годы, каза
лось бы, простая загадка: маленький Афанасий
травкой подпоясан. И конечно же, каждый сель
ский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в
«маленьком Афанасии» ржаной или пшеничный
сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном
смысле слова в основном в сухмень, когда соло
менное свясло было настолько хрупким, что раз
рывалось при первом же неосторожном движении.
Под травкой подразумевали болотные растения —
рогоз и камыш, которые специально замачивали
по случаю жары. Когда же было не так жарко и
время от времени выпадали дожди, снопы вязали
жгутами-свяслами из соломы. Так что «маленькие
Афанасии» появлялись подпоясанные соломенны
ми кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп
в подобной загадке совсем другим именем: малень
кий Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно
не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподоб
ляется человеку. Немудрено, если вдруг среди
жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала
Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди
стерни. Этот миг вполне можно было бы считать
днем рождения первой соломенной скульптуры.
Хотя справедливости ради днем рождения соло
менной скульптуры следовало бы считать тот, ко
гда человек впервые научился вязать снопы.
У ловкой и аккуратной жницы снопы полу
чаются не только ладные, но и одинаковые, слов
но близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были
не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, суще-
511
РИС. 29
П л е т е н и е из сухих т р а в
ствовала особая мера (своеобразный канон!). Зах
ватив горсть торчащих из земли стеблей — столь
ко, сколько может вместиться в левой руке, — под
резают их под корень серпом, находящимся в пра
вой руке. Такой пучок стеблей назывался у рус
ских крестьян ручней, или рученькой. А посколь
ку все же руки взрослой женщины и подростка от
личаются по величине, то соломенные пучки-ру
ченьки получались немного разными. Но, несмот
ря на это, снопы все же должны быть одинаковы
ми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы по